Verification: e5c06e1a0700fcf7

УТВЕРЖДАЮ
Министр образования и науки РФ
Д.В.Ливанов
22 января 2015 года N ДЛ-1/05вн


Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов


Введение

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (далее - Методические рекомендации) обеспечивают исполнение пункта 8 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 N 487-р, и направлены на оказание методической помощи разработчикам основных образовательных программ профессионального обучения, основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ (далее - образовательные программы или программы).

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"):

- основные профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) или образовательными стандартами (далее - ОС) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ (ч.7 ст.12);

- программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) (ч.8 ст.73);

- содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч.9 ст.76), при этом программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч.10 ст.76).

Задача актуализации ФГОС и образовательных программ с учетом профессиональных стандартов сформулирована в поручениях Президента РФ по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 года.

Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ предусмотрено Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов*.
_______________
* Утверждены постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. - См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 5. - С.7-12. - Ред.


Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п.9 ст.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). В связи с этим методические рекомендации включают вопросы разработки всех документов образовательной программы, содержание которых непосредственно или опосредованно связано с профессиональными стандартами.

Профессиональные стандарты содержат характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности**. Соответственно, их использование - обязательное условие разработки программ (модулей, частей программ), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида (видов) профессиональной деятельности. В связи с этим далее в методических рекомендациях будут рассматриваться вопросы учета требований профессиональных стандартов при разработке именно таких программ.
_______________
** Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ст.195.1).


Нормативно-методические основы разработки образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов представлены в следующих документах:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ст.195.1).
_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2015. - N 1, 2. - Ред.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (гл.2 ст.11; гл.9 ст.73, 74; гл.10 ст.76).

3. Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов".

4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2014 N 487-р "Об утверждении Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы" (п.13, 15).

5. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов".
_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 23. - С.66-72. - Ред.

6. Приказ Минтруда России от 29.04.2013 N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта".

7. Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения".
_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 21. - С.34-37. - Ред.

8. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".
_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 25. - С.73-85. - Ред.

9. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".
_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 27. - С.35-42. - Ред.

10. Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 N 1258 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры".

11. Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 N 1259 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)".
_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 8. - С.38-53. - Ред.

12. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".
_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 14. - С.45-66. - Ред.

13. Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 "Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение".

14. Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования".
_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 33. - С.85-87. - Ред.

15. Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 "Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования".
_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 5. - С.86-87. - Ред.

Часть I
Алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов


Шаг 1. Создание рабочей группы

Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации (структурного подразделения) рекомендуется включить представителей работодателей и (или) объединений работодателей.

Шаг 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана профессиональная образовательная программа

При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования или профессионального обучения может соответствовать:

- один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;

- часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);

- несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен Национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функций*.
_______________
* В случае выбора этого варианта можно воспользоваться классификационными группировками видов экономической деятельности по ОКВЭД и (или) видов трудовой деятельности по ОКЗ. При использовании этого варианта необходимо найти нужную область профессиональной деятельности (одну или несколько) и просмотреть входящие в нее виды профессиональной деятельности.

Трудовые функции в реестре сгруппированы по уровням квалификации, поэтому сначала надо определить, к деятельности какого уровня квалификации готовит разрабатываемая программа (модуль, часть программы), а затем просмотреть трудовые функции выбранного уровня квалификации и смежных с ним. Это позволит исключить ошибки, связанные с неточным определением уровня квалификации.


Возможность и целесообразность освоения деятельности того или иного уровня квалификации в рамках разрабатываемой образовательной программы необходимо оценить независимо от использованного варианта поиска. Для этого в предварительно отобранном профессиональном стандарте надо проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2) и выбрать соответствующие направленности (профилю) программы трудовые функции, уровень квалификации которых не превышает возможности программы. Правильность выбора можно уточнить на основе требований к знаниям и умениям, определенным профессиональным стандартом для каждой трудовой функции в разделе 3. Целесообразно также обратиться к подразделу "Дополнительные характеристики", в котором указаны коды и направления подготовки, специальности, профессии по ОКНПО и (или) ОКСО или ОКСВНК*.
_______________
* ОКНПО - Общероссийский классификатор начального профессионального образования.

ОКСО - Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

ОКСВНК - Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.


Результаты анализа можно оформить в виде таблицы 1.

Таблица 1


Связь образовательной программы с профессиональными стандартами

Наименование программы
Наименование выбранного профессионального стандарта (одного или нескольких)
Уровень квалификации
1
2
3


Связь образовательной программы с профессиональными стандартами может быть отражена в разделе "Общая характеристика образовательной программы"** или иных документах, входящих в ее состав, - паспорте образовательной программы, пояснительной записке и т.п.
_______________
** Обязателен для программ высшего образования в соответствии с документами, определяющими порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования (см. приказы Минобрнауки России от 19.11.2013 N 1258, от 19.11.2013 N 1259, от 19.12.2013 N 1367), "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)".

Задачами рабочих групп по разработке рабочих программ являются:

- разработка требований к результатам обучения по дисциплине/ модулю (формируемым знаниям, умениям, навыкам, компетенциям);

- выбор образовательных технологий дисциплинарного/модульного уровня и планирование их реализации;

- определение видов и объема (в часах) контактной работы обучающегося с преподавателем и самостоятельной работы обучающегося;

- разработка требований к фондам оценочных средств для промежуточной аттестации;

- определение подходящих стратегий преподавания, обучения и оценки для обеспечения достижения запланированных результатов обучения и развития требуемых компетенций выпускников и подготовка соответствующих рекомендаций преподавателям.

Шаг 2. Определение объема учета ПС в образовательной программе

Обновление программы ВО связано непосредственно с внешним заказом - потребностями рынка труда, организаций работодателей, граждан. При этом необходимо учитывать, что содержание программ ВО ведет к получению квалификации, соответствующей современному уровню развития науки, техники, технологий, экономики.

Наименование образовательной программы формулируется разработчиком с указанием наименования специальности или направления подготовки и направленности образовательной программы. В том случае, если направленность образовательной программы совпадает с наименованием направления подготовки, то после направленности указывается "программа широкого профиля".

Разработчики программы соотносят требования ПС, требования ФГОС и направленность программы с целью формирования компетентностной модели выпускника, максимально подготовленного к профессиональной деятельности и обладающего необходимым объемом знаний, включая фундаментальные, и ключевыми компетенциями - профессиональными и универсальными.

Результаты работы группы разработчиков на этом шаге можно оформить в виде таблицы (таблица 12). Материалы таблицы впоследствии будут перенесены на титульный лист и в пояснительную записку к программе.

Таблица 12


Материалы для заполнения титульного листа и пояснительной записки к программе

Назначение программы
Название программы
Номер уровня квалификации
Наименование выбранного профессионального стандарта (одного или нескольких)
1
2
3
4



Шаг 3. Анализ обобщенных трудовых функций

Для анализа нужно выбирать содержание ПС, которое относится к выбранному на первом шаге данного алгоритма уровню квалификации: обобщенные трудовые функции (далее - ОТФ) и трудовые функции (далее - ТФ), а также квалификационные требования к работникам, изложенные в ПС*. Формулировки требований ФГОС ВО и ПС могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений. Выводы об отличиях и целесообразности внесения изменений в программу рекомендуется согласовать с работодателями. Обоснование изменений, дополнений должно быть описано в пояснительной записке к программе.
_______________
* Под квалификационными требованиями профессиональных стандартов здесь понимаются "необходимые умения" и "необходимые знания", которые прописываются в ПС применительно к каждой трудовой функции.


В высшем образовании под видом профессиональной деятельности понимается научная, проектная, педагогическая, организационно-управленческая, проектно-конструкторская и иная деятельность. При разработке и реализации программ бакалавриата, специалитета и магистратуры (в меньшей степени - программ аспирантуры) образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится выпускник, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации.

Для уточнения/дополнения этого раздела образовательной программы рекомендуется:

- проанализировать перечень обобщенных трудовых функций ПС, отобранных для разработки образовательной программы;

- выбрать наиболее значимые обобщенные трудовые функции, не нашедшие отражения во ФГОС;

- определить вид(ы) профессиональной деятельности, к которым относятся выбранные обобщенные трудовые функции, и соотнести их с задачами профессиональной деятельности во ФГОС ВО.

При сопоставлении важно понять, есть ли в ПС обобщенная трудовая функция (функции), которая не представлена во ФГОС, но которую необходимо учесть в профессиональной образовательной программе.

Шаг 4. Анализ трудовых функций

На этом шаге проводится уточнение задач профессиональной деятельности, к решению которых готовится выпускник. Для этого необходимо:

- проанализировать перечень трудовых функций, отобранных для разработки конкретной образовательной программы;

- выбрать наиболее значимые трудовые функции;

- при необходимости на основе выбранных трудовых функций составить обобщенный перечень задач профессиональной деятельности выпускника образовательной программы высшего образования и сопоставить его с ФГОС.

Итог шага оформляется в таблице (таблица 13).

Таблица 13


Сопоставление профессиональных задач ФГОС и трудовых функций ПС

Требования ФГОС ВО
Требования ПС
Выводы
Профессиональные задачи
Обобщенные трудовые функции (ОТФ), трудовые функции (ТФ)
1
2
3



Шаг 5. Формирование перечня компетенций, вносимых в ООП дополнительно к компетенциям ФГОС ВО

При использовании ПС для формирования расширенного перечня профессиональных компетенций образовательной программы необходимо:

- проанализировать раздел II "Описание трудовых функций, которые содержит профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)" и раздел III "Характеристика обобщенных трудовых функций" всех ПС, используемых для разработки образовательных программ;

- отобрать наиболее значимые для конкретного проекта образовательной программы трудовые функции, описанные в отдельных пунктах раздела III;

- проанализировать сформулированные в ПС квалификационные требования к выбранным трудовым функциям;

- составить на основе отобранных единиц профессионального стандарта и квалификационных требований к ним перечень профессиональных компетенций. Рекомендуется учесть, что предлагаемые работодателем описания трудовых функций могут носить несколько иной характер, чем формулировки профессиональных компетенций, формируемых в период обучения, в связи с тем, что трудовые функции предполагают наличие практического опыта, которого нет у обучающихся и который может быть сформирован у выпускников только в объеме трудоемкости практической подготовки, предусмотренной ФГОС.

Итог шага оформляется в таблице (таблица 14).

Таблица 14


Сопоставление профессиональных компетенций ФГОС и трудовых функций ПС

Требования ФГОС ВО
Требования ПС
Выводы
Профессиональные компетенции по каждому ВД
Трудовые функции по каждой ОТФ и квалификационные требования к ним, сформулированные в ПС
1
2
3



Шаг 6. Формирование результатов освоения программы с учетом ПС

Сопоставление, проведенное на предыдущих шагах, позволяет составить перечень результатов освоения образовательной программы.

В высшем образовании в зависимости от уровня программы это общекультурные (ОК) или универсальные (УК) компетенции, общепрофессиональные компетенции (ОПК), а также сгруппированные по видам профессиональной деятельности профессиональные компетенции (ПК) и(или) профессионально-специализированные компетенции (ПСК).

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования, соответствующие ФГОС и учитывающие требования профессионального стандарта (стандартов), удобно представить в формате следующей таблицы (таблица 15).

Таблица 15


Результаты освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования*
_______________
* Здесь и далее тот или иной термин используется в зависимости от вида образовательной программы.


Виды профессиональной деятельности
Профессиональные задачи
Профессиональные компетенции и(или) профессионально-специализированные компетенции
ВПД 1 ...
ПК...
ПК...
ВПД n ...
ПК..., ПСК...
ПК..., ПСК...
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):______________________________________
Универсальные компетенции (УК) или общекультурные компетенции (ОК)*:
_____________________________________________________________________________
_______________
* Здесь и далее тот или иной термин используется в зависимости от вида образовательной программы.

Шаг 7. Учет ПС при разработке фонда оценочных средств (системы оценки)

Освоение программы ВО, в том числе отдельной части или всего объема дисциплины (модуля), сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и прохождения практик (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ). Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами организации.

Освоение программ ВО завершается итоговой (государственной итоговой) аттестацией, которая является обязательной.

На данном шаге заполняется основная таблица 15 для результатов обучения по программе в целом и разрабатывается первая часть фонда оценочных средств.

Фонд оценочных средств состоит из трех частей:

- оценочные средства для итоговой аттестации; оценочные средства промежуточной аттестации для проведения экзаменов и зачетов по дисциплинам (модулям), практикам;

- оценочные средства текущего контроля (материалы преподавателя для проверки освоения обучающимися учебного материала, включая входной контроль);

- контроль на практических занятиях, при выполнении лабораторных работ, заданий учебной, производственной практики и т.п.

Оценивание компетенций, составляющих вид деятельности, подразумевает констатацию способности обучающихся применять знания и умения, осуществлять необходимые действия на рабочем месте, которые ведут к получению определенного результата (продукта) деятельности или являются содержательным наполнением процесса трудовой (профессиональной) деятельности. Важно провести интегральную, комплексную оценку компетенций, а не отдельных умений и знаний, их составляющих.

Таким образом, показатель оценки компетенций представляет собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата деятельности. Показатели отвечают на вопрос, что является свидетельством качества процесса или результата деятельности. Корректно сформулированные показатели оценки результата являются основой для разработки оценочных средств к итоговой аттестации. В процессе оценивания компетенций необходимо предусматривать комплексные показатели, исключающие механическое сложение результатов оценки отдельных знаний или умений. Компетенция не сводится к отдельному умению или знанию, а следовательно, и показатели ее сформированности должны носить комплексный характер.

Показатели усвоения знаний могут быть сформулированы через описание действий, отражающих работу с информацией, выполнение различных мыслительных операций: воспроизведение, понимание, анализ, сравнение, оценка и др. Показатели можно формулировать, используя уровневую классификацию освоения знаний: "знание", "понимание", "применение", "анализ", "синтез", "оценка".

Показатели освоения умений, практического опыта содержат характеристику видов работ, выполненных обучающимся во время практики, критерии - указание на их объем и (или) качество выполнения в соответствии с технологией и(или) требованиями организации, в которой проходила практика. Этот раздел обеспечивает обоснованность выбора баз практик и содержание заданий для обучающихся.

Шаг 8. Учет ПС при формировании структуры и содержания программы

ФГОС ВО определяет только объемные характеристики блоков программы, а также соотношение в них базовой и вариативной частей. Последнее изменяется в зависимости от уровня высшего образования. Набор дисциплин (модулей) организация, реализующая программы высшего образования, определяет самостоятельно: для базовой части - с учетом примерной (примерных) программы (программ), для вариативной - с учетом направленности (профиля) программы. Представляется целесообразным учитывать квалификационные требования ПС при разработке вариативной части образовательных программ.

Разработка программы учебной и производственной практики

При определении содержания программы [необходимо ориентироваться на прогнозируемый результат обучения]*, который определяется на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта. Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и(или) производственной практики.
_______________
* Редактирование наше.


Содержание практики формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех запланированных компетенций.

Таблица 16


Формирование содержания практики

Трудовые функции
Результаты (освоенные компетенции)
Виды работ на практике
Вид (профессиональной) деятельности __________________________
Объем практики (в зачетных единицах) ___________________________


Вид (профессиональной) деятельности ___________________________
Объем практики (в зачетных единицах) ____________________________



Учет ПС на этапе формирования содержания дисциплин/модулей

Рабочие программы дисциплин/модулей и их учебно-методическое обеспечение разрабатываются в соответствии с запланированными для этой дисциплины/этого модуля результатами обучения, объемом дисциплины/модуля (выделенного на дисциплину/модуль количества зачетных единиц), отобранных образовательных технологий, методик преподавания и организации самостоятельной работы, видов и форм контроля (аттестации). В рабочей программе каждой дисциплины/каждого модуля должны быть указаны объемы (в академических или астрономических часах) контактной работы студента с преподавателем и самостоятельной работы студента, виды учебных занятий (для контактной работы - занятия лекционного типа, занятия семинарского типа, групповые и индивидуальные консультации и др.; для самостоятельной работы студента - небольшие исследовательские проекты, в том числе групповые, подготовка рефератов, кейсов и пр.). В рабочей программе каждого модуля должна быть подробно описана система оценивания успешности достижения студентом запланированных по модулю результатов обучения и приведены фонды оценочных средств.

Если в качестве результатов обучения по данной дисциплине запланировано формирование профессиональных компетенций, рекомендуется также указать, к решению каких профессиональных задач/исполнению каких трудовых функций ПС готовится выпускник в рамках данной дисциплины/модуля.

Умения и знания, являющиеся основой формирования (совершенствования) компетенций, определяются на основе примерных программ, а также с учетом квалификационных требований, сформулированных в профессиональных стандартах применительно к отдельным трудовым функциям. При этом профессиональные стандарты служат основой дополнения, конкретизации умений и знаний, освоение которых необходимо для профессиональной деятельности.

Шаг 9. Разработка учебного плана и календарного графика

На этом шаге по результатам проведенной работы составляются учебный план и календарный график, проводится корректировка трудоемкости (объема) по всем элементам образовательной программы, определяется их последовательность. С точки зрения соответствия программы требованиям профессионального стандарта этот этап важен, так как позволяет закрепить приоритеты в освоении того или иного вида деятельности, определяющего направленность (профиль) программы, путем перераспределения объемов времени (зачетных единиц), отводимых на освоение различных элементов программы.

Шаг 10. Экспертиза образовательной программы

Этот шаг позволяет обеспечить качество образовательной программы за счет ее оценки всеми участниками образовательного процесса. К экспертизе целесообразно привлечь:

- представителей работодателей и объединений работодателей, в том числе членов рабочей группы, формировавших базовые подходы к разработке образовательной программы с учетом ПС и квалификационных требований к специалисту, сформулированных в них;

- представителей обучающихся (студентов, аспирантов (адъюнктов), ординаторов, ассистентов-стажеров старших курсов, слушателей, осваивающих дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения) или выпускников;

- педагогов, принимающих участие в реализации образовательной программы.




Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (далее - Методические рекомендации) обеспечивают исполнение пункта 8 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 N 487-р, и направлены на оказание методической помощи разработчикам основных образовательных программ профессионального обучения, основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ (далее - образовательные программы или программы).

Made on
Tilda